История села Гремячево
История села Гремячево уходит в глубокую древность. Название свое оно получило от целебного источника, истекающего из подножия горы и несущего свои кристально чистые воды в Оку. Остатки древних валов вблизи монастыря показывают, что здесь когда-то было укрепленное место для защиты местности от нападений врагов. Несколько курганов, находящихся также вблизи села Гремячево, свидетельствует о том, что здесь жил человек в курганную эпоху. В 1898 году здесь производились раскопки; были найдены изделия из кости, бронзы, железа и пр. Это говорит о том, что на этом месте в доисторическую эпоху жил человек.
В повести временных лет сообщается: «Были ведь два брата у Ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, от него прозвались «радимичи», а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили свое название «вятичи». И жили между собою в мире поляки, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».
Далее сообщается следующее: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели по две и по три жены». До XI века у вятичей существовали языческие обычаи погребения: тела усопших родственников подвергали кремации, прах в глиняных сосудах хоронили в погребальной камере (срубе) под насыпью кургана.
Жили вятичи большими поселками, протяженность которых достигала 500 м. Жилищами их были полуземлянки, изредка встречались и каменные строения.
Вятичи неохотно признавали власть князей, не регулярно платили дань. Сначала дань платили хазарам, которые брали с вятичей «по серебряной монете и белке с дыма». В 966 году (как сообщает «Повесть временных лет») вятичей победил молодой князь Святослав и «дань на них возложил». В год 6489 (981) победил вятичей князь Владимир. Вятичи не хотели покориться, ленились платить дань и восставали против княжеской власти. Князь Владимир Мономах в своих «Поучениях» говорит о походах на вятичей, как об особой доблести, подвиге, достойном уважении и славы.
Христианство распространялось среди вятичей медленно. Крещеные еще князем Владимиром, вятичи до начала XII века сохраняли древние языческие обычаи и обряды. В 1113 году они зверски убили ревностного просветителя и проповедника христианства монаха Киево-Печерской Лавры священномученика Кукшу.Один из его сподвижников сообщает: «Как добровольно умолчу об этом блаженном черноризце того же Печерского монастыря, мученике Кукше! Всем известно, как он бесов прогонял и вятичей крестил, и дождь с небом свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил. Многие мучения перенес он от неверных, и наконец, был убит с учеником своим Пименом»
Но, по слову святителя Иустиниана: «кровь мучеников – это семя христиан». И вот уже через несколько столетий мы видим, как некогда дикий языческий народ становится ревнителем христианского благочестия, и в каждом селе вырастает великолепный Божий храм, а также целое ожерелье святых монастырей.
Свято-Успенский Лихвинский Гремячев мужской монастырь был основан не позднее XVI века. Об этом свидетельствуют «Списки иерархов и настоятелей упраздненных монастырей Калужской Епархии», где первым упоминается игумен Макарий под 1584 годом.
Игумены:
Макарий 1584 год.
Евфимий в марте 1634 года
Вассиан 1652 год
Лазарь 1665
Корнилий 1674 год
Андрей 1703 год
Иаков 1706 год
Сергий 1737 год
В 1764 году монастырь был упразднен.
XV – XVII века - время, когда русская земля страдала от многочисленных набегов.Поэтому монастыри становились форпостами на пути врага и могли долго держать осаду, укрывая за своими стенами местное население. Наш Гремячев монастырь исполнял роль дозорного, так как с его высокого местоположения хорошо просматривалась долина Оки и место впадения в нее реки Жиздры.
Русь справилась с татарами, но их тут же сменили польско-литовские интервенты. Окрестности монастыря разорялись и опустошались гетманами Сагайдачным, Сапегой и Лисовским, а также Лжедмитрием II. В 1613 году Лисовский выжег г.Белев, взял приступом г.Лихвин, сжег Перемышль с его окрестностями, оставив после себя мертвое пепелище. От этого времени сохранилась в документах Челобитная Грамота, имеющая отношение к истории Гремячева Лихвинского монастыря(напечатана во «Временнике Общества Истории и Древностей Российских», 1856 год):
Подписка Воеводы с Челобитьем от градских и уездных людей.
«Царю Государю и Великому Князю, Михаилу Федоровичу, всея Руси, бьют челом города Лихвина богомольцы твои, Государевы, Игумены и Попы и Дьяконы и Лихвинския пушкари, и затенщики, и посадские люди: нынешняго, Государь, 7142 года, марта 18 день, прислана твоя, Государева Царева и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси грамота в Лихвин к твоему, Государеву, Воеводе к Федору Михайловичу Комынину; по твоей, Государевой, грамоте велено ему нас, богомольцев твоих и холопий и сирот, и уездных всяких людей, от Литовских людей собрать в осаду с женами и детьми и со всякими их христианскими животы, чтоб нас, богомольцев твоих Государевых, и холопий и сирот, Польские и Литовские люди не побили и в полон не поимали, а нас, богомольцев твоих, Государевых и холопий и сирот, в Лихвине людей мало, и город, Государь, Лихвин Богдана Кольнева неустроен, и ямы не утвержден, как твои, Государевы, иные городы утверждены, а делает пятый год и никаких городских крепостей не учинил. Милосердый Государь Царь и Великий Князь, Михайла Федорович, всея Руси, пожалуй нас, богомолец своих Государевых, и холопий и сирот, вели Государь нам дать на Лихвин для осадного времени людей, сколько тебе, Государю, Бог по сердцу положит, чтоб мы, богомольцы твои, Государевы, и холопы и сироты, сидя в Лихвине в осаде от твоих, Государевых неприятелей и разорителей веры христианские, от Польских и Литовских людей, в конец не погибли и Православныя Веры Христианские не отбыли, и сущих младенцев неповинная кровь напрасно не пролилась. Царь Государь и Великий Князь, Михайло Федорович, всея Руси, смилуйся, пожалуй.»
На обороте: «К сей челобитной Гремячего монастыря Игумен Евфимий и в братии место руку приложил…»
Синодик монастыря и Вкладная книга монастыря – этот единственный значимый материал для истории обители оказались утраченными.
Минуло 30 лет после описанных событий, и на Российский престол взошел сын Михаила Федоровича, благочестивейший Государь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший». Однажды направляясь на Богомолье в Киев, Царь Алексей Михайлович остановился в Гремячем монастыре. Он был очарован красотой этого места, а на монастырской горке (это место стало с тех пор именоваться «Беседой») Царю, по преданию, явилась сама Пресвятая Богородица и долго с ним беседовала. Вскоре благочестивый Царь выделил из своей казны золота на строительство в монастыре большого каменного Собора в честь Успения Божией Матери.
Величественный пятиглавый Успенский Собор был построен и освящен в 80-е гг. XVII века. Другой храм монастыря во имя святого Георгия Победоносца, был построен на 20 лет позже. Об этом свидетельствует плита с надписью, вделанная в западной стене, «в 1701 году тщанием иеромонаха келаря с братией». Вскоре была устроена ограда монастыря, она сложена из массивных блоков местного известняка - ракушечника и также является памятником архитектуры XVIII века.
Первоначально к Успенскому собору примыкала невысокая открытая галерея в виде паперти, а с южной стороны находилась небольшая деревянная колокольня. На колокольне имелся 15-пудовый колокол с подписью вязью, что он вылит в 1674 году усердием настоятеля обители Корнилия с братией. К началу XIX века деревянная колокольня обветшала и была построена новая, в стиле классицизма.
Прежде к западной части трапезной примыкала кирпичная кухня, но после она была разобрана, а кирпич употреблен на строительство колокольни.
Монастырь жил довольно бедно, в 1700 году имел 36 дворов крестьянских с 303 душами мужского пола и 80 десятин земли. В 1724 году он был приписан к Доброму монастырю, но 1727 году снова сделан самостоятельным. В царствование Императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Это произошло в 1764 году, во время учреждения духовных штатов. Монастырские храмы стали приходскими, а вся земля внутри ограды была превращена в Некрополь.
Революционные события мало отразились на облике монастырских храмов, богослужения продолжались до 1935 года, когда обе церкви в селе Гремячево были закрыты. Храмовые иконы местный жители разобрали по домам. В 90-е годы, когда возобновились богослужения одна икона вернулась в монастырь (образ св. Илии Пророка), а храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была передана в Московский храм Илии на Обыденке.
С 1962 по 1988 год храмы использовались колхозом «Красный октябрь» для хранения запчастей и сельскохозяйственных удобрений.Тракторами, которые заезжали на территорию монастыря, старинный Некрополь был полностью уничтожен. Но память народную о явлении в этих местах Божией Матери, о чудесах, которые совершались на этом святом месте уничтожить невозможно.
По рассказам местных жителей, здесь неоднократно являлась Сама Пресвятая Богородица, слышалось дивное пение. Поэтому в год Тысячелетия Крещения Руси местные жители обратились с ходатайством о возобновлении богослужений в Георгиевской церкви. В 1989 году в село Гремячево прислали священника протоиерея Георгия (Зиновьева). Он прослужил около 20 лет и похоронен у алтаря храма св. Георгия Победоносца.
В 2008 году по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента для восстановления древней святыни и возобновления монашеской жизни в монастыре сюда переезжают четыре сестры из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославца, и Гремячев монастырь становится подворьем Малоярославской обители.
С тех пор прошло 5 лет! Слава дивному покрову Твоему, Царица небесная!
«Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил, желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс. 83)